От первого лица

                                                          О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.

 Губернатор Челябинской области Алексей Текслер демонстрирует новые походы к руководству регионом. Уже с первых шагов он, не на словах, а на деле, своими действиями показывает, что на всех уровнях управления областью, от самых низовых - на уровне сельских поселений и городских районов, далее на уровне муниципалитетов и на уровне государственных органов власти, должна функционировать единая управленческая система для решения задач сбалансированного социально-экономического развития. Его решительные подходы к обновлению руководящих кадров областной власти (отставки некоторых заместителей Губернатора, руководителей областных министерств и ведомств) и муниципальных образований, в виде предложений некоторым главам (Челябинск, Златоуст, Карталы) ухода по собственному желанию, - это не популизм, а болезненные, но необходимые составляющие звенья одной цепи для создания команды единомышленников. Это были разовые "хирургические" меры, так как ушедшие руководители не соответствовали в принципе идеологии, ещё пока создающейся, новой управленческой команды и эти меры не были спонтанными. Было наглядно показано, что никакие прошлые заслуги и тем более стратегические управленческие ошибки не дают права в дальнейшем работать вместе и совместно решать вопросы по реализации национальных проектов и созданных на их основе региональных проектов и проектов муниципальных образований. Перечисленные уровни проектов должны быть взаимосвязаны как "сверху вниз", так и "снизу вверх". Определённые Президентом национальные проекты "Здравоохранение", "Экология", "Демография", "Безопасные дороги" и другие должны подкрепляться проектами, учитывающие особенности как области в целом, так и отдельно взятого муниципалитета. А проекты на муниципальном и областном уровне должны наполнять национальные проекты региональной конкретикой. Каждый муниципалитет самобытен и имеет свои особенности и преимущества. Набор проработанных проектов, укладывающийся в своеобразный единый региональный "мегакластер" социально-экономического развития и органически входящий в единою "дорожную карту" его практического наполнения и реализации - основа поступательного, восходящего вектора развития отдельно взятого города или района. Эффективность же этого набора зависит от его грамотной и и всесторонней проработки. Нужно, безусловно, учитывать и прошлый опыт, как положительный, так и отрицательный; и имеющуюся инфраструктуру; и кадровый состав и его потенциал; и уже существующие, опробированные или реализованные наработки. Но наряду с этим, должен появиться и новый квалифицированный взгляд на нынешнее положение дел в той или иной сфере и в целом в муниципалитете и чёткое понимание, что делать дальше.

 Обучение глав городов и районов и их заместителей в новом формате, с применением самых эффективных, прошедших успешную опробацию, в том числе и при подготовке высших управленческих кадров (так называемой "школы губернаторов"), методик по программе "Проектное управление" своевременно и жизненно необходимо. Муниципальные руководители должны не только решать текущие вопросы жизнедеятельности, вверенной им территории и тем более не только работать по принципу "пожарной команды", устраняя текущие проблемы. Их деятельность должна быть структурирована с элементами новаторства и направлена на перспективу. При работе в повседневном, текущем режиме у руководителей, особенно много лет занимающих свой пост, "замыливается глаз", укрепляется привычка работать в созданном и прошедшем многолетнюю практику "стереотипе". Это имеет свои преимущества, но и ограничивает управленца в разработке, а главное в содержании, программ и проектов, направленных на реальное динамичное развитие территории. Статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), который получили ряд южноуральских муниципалитетов, даёт возможность в виде предусмотренных льгот и преференций действительно на деле, а не на словах, создать условия для опережающего развития. Но пока эти предоставленные преимущества практически не реализуются, потому что не хватает нового мышления, новых знаний, навыков и новых подходов, как у первых руководителей, так и у руководителей рангом пониже. Системное современное обучение должно охватить все уровни управленцев. Это, конечно, не должно быть, сразу или одноразово и не стать самоцелью - "обучение ради обучения".

 Ещё один важный аспект - "нельзя вариться в собственной каше". К подготовке перспективных проектов необходимо максимально привлекать предпринимателей и стимулировать в этом представителей местных бизнес-сообществ. Только совместная работа обученных, подготовленных представителей всех уровней власти, представителей бизнеса и обязательно общественных объединений и огранизаций - один из залогов успеха в реализации проектов развития отдельно взятого муниципального образования, региона и национальных проектов в целом.

 И самое главное обязательно необходимо наличие обратной связи. Любой проект должен быть направлен в конечном итоге на улучшения в конкретной сфере и на конкретной территории и быть в результате полезным для каждого жителя. Открытость власти, способность выслушивать и слышать общественность и конкретного человека, смелость признавать свои ошибки и желание их исправлять - вот портрет современного чиновника, ставящего для себя главную цель - улучшение жизни и создание комфортной среды для проживания.

27 ноября 2019 года. И.Н.Лашманов, председатель Совета Челябинского регионгального общественного движения "Развитие региона".